01.09.2023 08:54
Новости.
Просмотров всего: 8909; сегодня: 9.

Проект «Возрождение оперы М.М. Ипполитова-Иванова «Ася»

Проект «Возрождение оперы  М.М. Ипполитова-Иванова «Ася»

Государственный музыкально-педагогический институт имени М.М. Ипполитова-Иванова, совместно с Российским институтом театрального искусства – ГИТИС, осуществил проект возрождения незаслуженно забытой оперы Михаила Ипполитова-Иванова «Ася» по одноименной повести И.С. Тургенева.

Михаил Михайлович Ипполитов-Иванов (1859-1935) – композитор, дирижер, педагог, этнограф, крупный общественный деятель, народный артист Республики (1922), профессор и первый выборный ректор Московской консерватории, один из создателей и реформаторов современной системы российского музыкального образования, сыграл большую роль в истории отечественной музыкальной культуры. Однако подлинный масштаб личности и значение деятельности М.М. Ипполитова-Иванова начали осознаваться лишь в последние годы.

Обширное творческое наследие М.М. Ипполитова-Иванова, оказавшееся в тени в советское время, сегодня нуждается в серьезном изучении и возвращении в концертную жизнь. Он автор опер, симфоний и оркестровых сюит, хоровых, камерно-инструментальных и вокальных сочинений, имевших при жизни композитора успех и признание.

Исполненная впервые в 1900 году в Московской частной русской опере под управлением самого автора опера «Ася» по праву заняла особое место как в творчестве композитора, так и в истории музыкальной культуры предреволюционной России. В главных партиях блистали ведущие певцы того времени Е. Цветкова и А. Шубин, а декорации были созданы великим русским художником М. Врубелем. В 1905 году были изданы клавир и партитура оперы, что сделало возможным сегодняшнее возрождение этого произведения.

Сочинение удивительной красоты и гармонии, оно не вписывалось в жесткое время революционных преобразований, когда требовались иные сюжеты и герои. В послереволюционное время опера «Ася» больше не звучала, пополнив фонд незаслуженно забытых произведений отечественной музыки.

И только в наши дни, когда особой заботой общества является восстановление отечественного культурного наследия, мы вновь обратились к творчеству М.М. Ипполитова-Иванова.

Инициатором возрождения оперы «Ася» выступил ректор ГМПИ имени М.М. Ипполитова-Иванова, президент фонда «Русское исполнительское искусство», заслуженный деятель искусств РФ, профессор Валерий Ворона. Музыкальным руководителем проекта стал выдающийся дирижер, народный артист СССР, художественный руководитель и главный дирижёр Академического симфонического оркестра Московской филармонии, заведующий кафедрой оперно-симфонического дирижирования ГМПИ имени М.М. Ипполитова-Иванова Юрий Симонов, который провел колоссальную работу по осуществлению новой редакции партитуры оперы. При подготовке проекта были задействованы архивные материалы из фонда композитора, хранящегося в Российском национальном музее музыки.

Концертное исполнение «Аси» состоялось 6 июня 2022 года в Большом зале Московской консерватории с участием солистов ведущих московских театров и Молодежного симфонического оркестра имени М.М. Ипполитова-Иванова под управлением Юрия Симонова. Оно стало, по сути, мировой премьерой этого выдающегося произведения.

Проект возрождения оперы «Ася» продолжила ее сценическая версия, которая была создана силами студентов и преподавателей ГМПИ имени М.М. Ипполитова-Иванова и Российского института театрального искусства – ГИТИС. Это не первый опыт плодотворного сотрудничества двух творческих вузов столицы. Совместно ими уже были осуществлены постановки оперы М.П. Мусоргского - М.М. Ипполитова-Иванова «Женитьба» и оперы А.С. Даргомыжского «Каменный гость» (к 200-летию со дня рождения композитора).

Сценическую редакцию и постановку «Аси» осуществил заслуженный деятель искусств РФ профессор Александр Бармак. Спектакль был показан на сценах Чувашского государственного театра оперы и балета и Марийского государственного театра оперы и балета имени Эрика Сапаева в рамках студенческого направления программы Росконцерта «Большие гастроли» и вызвал большой интерес общественности.

Теперь «Ася» Ипполитова-Иванова будет исполнена в родовом имении великого русского писателя И.С. Тургенева, чье произведение легло в основу оперы М.М. Ипполитова-Иванова.

Проект возрождения оперы «Ася» способствует восполнению общей картины развития отечественного музыкального театра и обретению новых имен русской музыкальной культуры. Надеемся, что в дальнейшем это выдающееся произведение сможет прочно войти в репертуар российских и мировых музыкальных театров, достойно представляя культуру России, ее богатые сокровища, все еще скрытые под спудом времени.

Фото: пресс-служба музея-заповедника «Спасское-Лутовиново».



Участники событий и другие указанные лица:

  • Врубель Михаил Александрович, русский художник, работавший практически во всех видах и жанрах изобразительного искусства: живописи, графике, декоративно-прикладных ремёслах, скульптуре и театральном искусстве;
  • Даргомыжский Александр Сергеевич, русский композитор, чьё творчество оказало существенное влияние на развитие русского музыкального искусства XIX века;
  • Ипполитов-Иванов (Иванов) Михаил Михайлович, русский и советский композитор, дирижёр, педагог;
  • Мусоргский Модест Петрович, русский композитор, работал в различных жанрах: оперы, пьесы, циклы вокальной и фортепианной музыки, романсы и песни, хоры, которые признанные шедеврами мирового музыкального искусства;
  • Тургенев Иван Сергеевич, русский писатель-реалист, публицист, драматург, прозаик и переводчик, один из классиков русской литературы.

Проект «Возрождение оперы  М.М. Ипполитова-Иванова «Ася»

Проект «Возрождение оперы  М.М. Ипполитова-Иванова «Ася»

Проект «Возрождение оперы  М.М. Ипполитова-Иванова «Ася»

Проект «Возрождение оперы  М.М. Ипполитова-Иванова «Ася»


Ньюсмейкер: Альянс Медиа Центр — 7949 публикаций
Поделиться:

Интересно:

Южный форпост Руси: как казаки служили в крепости Епифань
18.09.2024 18:11 Аналитика
Южный форпост Руси: как казаки служили в крепости Епифань
В XVI веке крепость Епифань была важным защитным сооружением южных границ государства. Среди охранников крепости было и множество казаков. Они служили внутри острога и выходили в дозоры в дикое поле. За свою службу казаки получали земельные наделы, поэтому вокруг Епифани стали появляться казачьи...
18.09.2024 17:54 Аналитика
Осведомленность бизнес-сообщества о нацпроектах России достигла 93%
За два года уровень осведомленности предпринимателей о национальных проектах России вырос на 7% (с 86% до 93%). Существенно уровень знания увеличился среди представителей среднего бизнеса (46%). Об этом свидетельствуют данные исследования Центра аналитики НАФИ. В его подготовке учитывались...
Фестиваль «Театр Победы» к 80-летию Великой Победы пройдет в 2025 году
18.09.2024 16:08 Новости
Фестиваль «Театр Победы» к 80-летию Великой Победы пройдет в 2025 году
Фонд поддержки культуры и искусства «Екатерининский» объявляет о старте художественно-патриотического конкурса-фестиваля «Театр Победы». Цель проекта – через объединение художественных высказываний театральных деятелей мотивировать новое поколение зрительской аудитории страны к изучению истории...
8 сентября предложили объявить всероссийским Днем памяти и скорби
18.09.2024 13:04 Новости
8 сентября предложили объявить всероссийским Днем памяти и скорби
День начала блокады Ленинграда - 8 сентября - должен стать всероссийской памятной датой. Эта инициатива стала логичным итогом круглого стола "Война. Блокада. Ленинград", прошедшем в петербургском Доме журналиста. Серьезный и глубокий разговор о том, как мы чтим память о подвиге жителей и защитников...
Повесть Льва Толстого «Детство» впервые была напечатана в 1852 году
18.09.2024 10:02 Новости
Повесть Льва Толстого «Детство» впервые была напечатана в 1852 году
18 сентября 1852 года в журнале «Современник» была напечатана повесть Льва Николаевича Толстого «Детство», которая сразу же после публикации, принесла известность ее автору. Правда, вышла она под измененным названием – «История моего детства», что Толстому не понравилось; впредь повесть выходила...