08.08.2024 11:22
Новости.
Просмотров всего: 9507; сегодня: 2.

История создания Московской консерватории им. П.И. Чайковского

История создания Московской консерватории им. П.И. Чайковского

История Московской консерватории началась с открытия небольшого отделения Русского музыкального общества в 1860 году. Главным его руководителем был назначен Николай Григорьевич Рубинштейн. На тот момент ему было всего 25 лет, но он уже был знаменитым пианистом, среди поклонников которого числилось и состоятельное дворянство, которое всячески поддерживало своего кумира. Но не столько связи в высшем обществе, сколько организаторский талант Рубинштейна позволил за очень короткий срок, всего за 10 лет, превратить Москву из музыкального «захолустья» в мировой центр культуры и исполнительства.

В первый же год им организуется профессиональный хор, проводятся концерты симфонического оркестра музыкального общества, открываются общедоступные музыкальные классы, заложившие основы будущей Московской консерватории. Рубинштейн давно уже мечтал об учреждении высшего учебного музыкального заведения и воплотить задуманное смог благодаря заслуженной репутации Музыкального общества. Заручившись поддержкой императорской семьи, он сумел собрать необходимые средства для создания Московской консерватории.

На нужды консерватории Николай Григорьевич Рубинштейн часто отдавал собственные деньги, а когда их не хватало, не раздумывая брал в долг, расплачиваясь потом гонорарами от своих концертов. На 10-летие консерватории москвичи подарили музыканту огромный серебряный поднос с грудой рваных бумажек. Это были долговые расписки и векселя Рубинштейна, оплаченные благодарными любителями музыки.

1 сентября 1866 года в доме баронессы Черкасовой на Воздвиженке состоялось торжественное открытие нового учебного заведения. Музыкальная жизнь Московской консерватории началась с исполнения Петром Чайковским на рояле увертюры из оперы Глинки «Руслан и Людмила» и сонаты Бетховена для фортепиано и виолончели, исполненной Николаем Рубинштейном и Бернгардом Косманом.

Директорство Рубинштейн совмещал с должностями преподавателя, дирижера симфонического оркестра и концертирующего пианиста. Его отношение к консерватории как к святыне заложило духовные основы музыкального образования в России. В первые годы работы в консерватории было четыре профессора фортепиано и два профессора скрипки; если учащиеся не имели хорошей подготовки, то занимались с адъюнктами. Студент сам выбирал себе класс одного из профессоров, под руководством которого проходил весь курс обучения. А учиться было у кого, ведь занятия вели лучшие музыканты того времени: Петр Чайковский, Иосиф Венявский, Фердинанд Лауб, Людвиг Минкус, Александра Александрова-Кочетова…

Через несколько лет здание на Воздвиженке стало тесным. Консерватория, в которой в 1868 году обучались 184 студента, арендовала старинное здание семьи Воронцовых на Большой Никитской улице, а впоследствии приобрела его. Но уже через 15 лет вновь возникла необходимость в расширении. Консерватория нуждалась в собственном концертном зале, да и количество студентов выросло до 500 человек. Автором проекта перестройки дома стал архитектор Василий Загорский. Сохранили лишь фасадную стену главного корпуса с полуротондой на уровне двух нижних этажей, остальное было сломано и выстроено заново. К осени 1897 года консерватория получила учебные классы, отлично приспособленные для специфики музыкального образования.

Новое здание

Делом жизни второго директора консерватории Василия Ильича Сафонова стало строительство нового здания. Огромную сумму в 400 тысяч рублей внес император Александр II, более 200 тысяч пожертвовал купец Г.Г. Солодовников, мебель и оборудование оплатила семья Морозовых, орган подарен фабрикантом С. П. фон Дервизом, мраморные лестницы за свой счет поставил сам архитектор Загорский. Кроме того, архитектор безвозмездно работал над проектом здания и осуществлял руководство строительством.

В день памяти Петра Чайковского, 5 октября 1898 года, открылся Малый зал консерватории. Учащиеся начали учебный год в новом помещении концертом из произведений великого композитора. Уникальный по своим акустическим параметрам камерный концертный зал служил также актовым залом для официальных мероприятий, поэтому был украшен портретами членов императорской семьи, покровительствующих консерватории и Русскому музыкальному обществу. В аванзале разместились мраморные доски с именами выпускников, окончивших консерваторию с золотыми медалями.

В 1901 году наконец-то были завершены работы по строительству нового здания, что торжественно отметили открытием Большого зала Московской консерватории, в котором был установлен орган работы мастера Аристида Кавайе-Коля. Концертный зал впечатляет обилием света, дворцовым обликом отделки. Возвышенное настроение подчеркивают 14 портретов-медальонов великих композиторов: Баха, Генделя, Гайдна, Бетховена, Моцарта, Шуберта, Шумана, Мендельсона, Глюка, Вагнера, Глинки, Чайковского, Рубинштейна и Бородина работы академика живописи Н.К. Бондаревского. Но главным достоинством Большого зала остается его непревзойденная акустика, которой удалось добиться благодаря технически безупречному проекту Загорского, тщательно подобранным строительным материалам, двойному потолку зала с прослойкой воздуха, раковине эстрады, прекрасно отражающей звук. 

С 1958 года в зале проводится престижный Международный конкурс имени П.И. Чайковского.

Орган Большого зала — гордость консерватории. Величайший инструмент, заказанный в Париже, уступал размерами только органу Домского собора в Риге. Орган был сделан на средства железнодорожного магната барона фон Дервиза, дети которого обучались у П.И. Чайковского. Многие специалисты приравнивают ценность органа Большого зала к скрипкам Страдивари.

На этом расширение консерватории не закончилось. В 1983 году в комплекс зданий Московской консерватории вошло красивейшее здание классицизма конца XVIII — XIX века — городская усадьба Колычевых. В 1886–1918 годах здесь находилось Синодальное певческое училище, для которого со двора был пристроен большой зал с хорами. Любимый исполнителями и слушателями за «полетную» акустику нарядный бело-голубой зал был открыт после долгой реставрации в 1983 году концертом гениального пианиста Святослава Рихтера. В 1986 году зал стал «Рахманиновским» в честь великого композитора, выпускника Московской консерватории.

В настоящее время Московской консерватории присвоен статус университета, который не имеет больше ни один музыкальный вуз страны. Сбылись надежды Рубинштейна о том, что выпускники консерватории станут виртуозными исполнителями, а произведения русских композиторов — мировым достоянием.

Музей Н.Г. Рубинштейна

В память об основателе консерватории Николае Рубинштейне был создан музей его имени. В бывшем кабинете первого директора хранятся реликвии, связанные с историей консерватории. В 1943 году на основе его экспозиции был создан Музей музыкальной культуры им. М.И. Глинки.

Научно-музыкальная библиотека им. С.И. Танеева

Библиотека Московской консерватории создана в 1909 году, в наши дни входит в пятерку крупнейших музыкальных библиотек мира, а по собранию русской музыки не имеет себе равных. Фонд библиотеки — около 1,5 миллиона экземпляров, среди них 20 тысяч редчайших партитур и рукописей.

ЦМШ при Московской консерватории

Центральная средняя специальная школа при Московской консерватории им. П. Чайковского создана в 1935 году на основе Детского отделения под руководством профессора А. Гольденвейзера и директора консерватории С. Шацкого. Особое учебное заведение с уникальной системой раннего профессионального образования окончили знаменитые музыканты Владимир Ашкенази, Максим Венгеров, Эдуард Грач, Наталья Гутман, Олег Каган, Леонид Коган, Владимир Крайнев, Николай Петров, Михаил Плетнев, Геннадий Рождественский, Мстислав Ростропович, Владимир Спиваков, Виктор Третьяков, Николай Луганский, Денис Мацуев.

Памятник Петру Чайковскому

С 1940 года Московская консерватория носит имя Петра Ильича Чайковского, ее выпускника и преподавателя. В 1954 году в сквере перед главным корпусом великому композитору был открыт памятник работы скульптора Веры Мухиной. Первый вариант памятника был торжественным и официальным — Мухина хотела изобразить Чайковского дирижирующим оркестром. Но небольшое пространство сквера у консерватории изменило творческий замысел. Памятник стал более камерным и одухотворенным. Это образ Чайковского — композитора, сидящего за пюпитром. Великий музыкант готовится записать музыкальную фразу, левой рукой по-дирижерски отсчитывая ритм. Вокруг памятника установлена бронзовая решетка с шестью фрагментами произведений Петра Ильича: оперы «Евгений Онегин», балета «Лебединое озеро», Шестой симфонии, Первого концерта, Скрипичного концерта и романса «День ли царит…». Памятник является объектом культурного наследия федерального значения.

Святая Цецилия

Стеклянное полотно с изображением святой Цецилии — покровительницы музыкантов — было установлено в Большом зале Московской консерватории с момента его открытия. Но во время Великой Отечественной войны оно было разбито. Долгое время осколки пролежали на складе, а потом исчезли. А место Цецилии заняла картина Ильи Репина «Славянские композиторы». Однако во время масштабной реставрации зала и возвращения ему первоначального облика было решено воссоздать витраж по сохранившимся фотографиям, и 8 июня 2011 года он вернулся на прежнее место.

Фото: Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского. История.РФ.


Участники событий и другие указанные лица:


Ньюсмейкер: Альянс Медиа Центр — 12134 публикации
Сайт: www.culture.ru/materials/256746/moskovskaya-gosudarstvennaya-konservatoriya-im-p-i-chaikovskogo
Поделиться:

Интересно:

Международный Муниципальный Форум БРИКС стартовал в Санкт-Петербурге
01.11.2025 11:49 Новости
Международный Муниципальный Форум БРИКС стартовал в Санкт-Петербурге
Международный Муниципальный Форум БРИКС (ММФ БРИКС) начался в Санкт-Петербурге 29 октября. Генеральным партнером мероприятия выступает Правительство Москвы. В организации и работе мероприятия активное участие принимает Департамент внешнеэкономических и международных связей города Москвы (ДВМС) и Московский Центр Международного Сотрудничества. В ходе пленарной сессии «Стратегии развития умных городов: управление инфраструктурой» выступили руководитель ДВМС Сергей Черёмин, заместитель Министра иностранных дел России Сергей Рябков, председатель Московской городской Думы Алексей Шапошников, управляющий член совета директоров международной инвестиционной компании «Хуамин» (КНР) Ли Чжэн, Губернатор Гаваны Янет Эрнандес Перез и другие официальные лица. Они обсудили модели устойчивого развития муниципалитетов, эффективные «умные» технологии и цифровые решения, эффективные форматы обмена...
История рекламы в России
30.10.2025 19:02 Аналитика
История рекламы в России
В Средние века на Руси, чтобы привлечь покупателей, коробейники и зазывалы устраивали театрализованные представления со стихами и музыкой. О том, как на смену такой рекламе пришли газетные объявления, плакаты и телевизионные ролики - читайте в материале. Первая реклама: выкрики, прибаутки и лубки Первая реклама на Руси появилась на рубеже X и XI веков. Тогда купцы стали нанимать коробейников и зазывал, которые придумывали про товары небольшие стишки. В то же время на ярмарках были распространены выкрики и прибаутки. В них продавцы описывали товары, сообщали об их цене. Чтобы завлечь покупателей, зазывалы придумывали шутки. Выступления часто сопровождались театральными представлениями и музыкой. Возникла в это время и первая антиреклама — остроумные...
Вечный источник тока: загадка "багдадской батарейки", которой 2000 лет
29.10.2025 19:03 Новости
Вечный источник тока: загадка "багдадской батарейки", которой 2000 лет
В 1936 году недалеко от Багдада нашли странный древний артефакт. Казалось бы, обычная керамика возрастом две тысячи лет. Но когда специалисты изучили находку, ахнули: конструкция способна производить электрический ток. Могли ли древние цивилизации знать об электричестве? Или это величайшая археологическая ошибка, которую до сих пор не хотят признавать? Уникальная находка, которую никто не искал История началась в местечке Худжут-Рабу, неподалеку от древнего Ктесифона — столицы Парфянской империи. Рабочие копали траншею для железнодорожных путей и обнаружили развалины древнего поселения. Среди руин нашли необычный глиняный сосуд. Находкой заинтересовался Вильгельм Кениг — немецкий археолог, работавший в Национальном музее Ирака. Впрочем, как именно артефакт попал к нему, доподлинно не известно. Одни источники утверждают, что Кениг сам участвовал в раскопках 1936 года. Другие —...
Как родные: история обрусевших вещей
29.10.2025 13:10 Аналитика
Как родные: история обрусевших вещей
Многие изобретения древних народов сегодня были бы знакомы лишь историкам, если бы не получили второе рождение в России. Кто помнит, что предок кокошника родом из Древней Греции, а валенки пришли к нам от иранских племен, кочевавших в Центральной Азии? О самых известных русских «брендах» с нерусскими корнями - читайте в материале. Купола церквей После принятия христианства на Руси началось строительство храмов по византийскому крестово-купольному образцу. При этом древнерусские церкви не были их точной копией. Они отличались большими внутренними объемами и особой устремленностью ввысь. Византийские культовые сооружения строились из камня, а русские — в основном из дерева, хотя до наших дней сохранились именно каменные сооружения. Отличались русские храмы и количеством куполов:...
Они взяли Берлин. Через 30 лет...
27.10.2025 19:01 Аналитика
Они взяли Берлин. Через 30 лет
Шесть полных кавалеров Георгиевского креста стали Героями Советского Союза. Георгиевский крест считался самой почетной солдатской наградой в русской армии эпохи Первой мировой. Награда имела четыре степени. И счет полных кавалеров Георгиевского креста шел на тысячи. А воинов, ставших еще и Героями Советского Союза, можно пересчитать по пальцам. Иван Тюленев (1892 - 1978) Происхождение. Сын солдата. Чин, место службы. Драгун, младший унтер-офицер 5-го драгунского Каргопольского полка. Заслуги. Крест IV степени - за отличие в бою 11 сентября 1914 года, когда, "будучи в разъезде у д. Холупки-Сечки окруженным противником, прорвался через неприятельские цепи и присоединился к эскадрону, дав ценные сведения о противнике и его тыле"1. Крест III степени - за лихую разведку на реке Бзуре 15 марта 1915 года2. Крест III степени, замененный крестом II степени, - за то, что 14 июля...