11.07.2025 09:41
Мероприятия.
Просмотров всего: 7349; сегодня: 2.

Чем запомнился фестиваль «Толстой»

Чем запомнился фестиваль «Толстой»

В Ясной Поляне завершился уже девятый театральный фестиваль «Толстой». Трехметровый Лев Николаевич, современная крестьянская школа и новая роль Евгения Цыганова — рассказываем, чем запомнился уик-энд в Тульской области.

От других летних театральных фестивалей «Толстого» в первую очередь отличает какой‑то особенно теплый вайб — здесь всегда есть ощущение, что ты приехал в усадьбу, где тебя принимают как долгожданного гостя, усталого путника, промотавшегося и милого сердцу дворянина. Угощают на фуд-корте бургерами, предоставляют свои поля и леса для прогулок, а главное — предлагают обширную культурную программу. Это всегда крупные знаковые спектакли или концерты, так или иначе связанные с Толстым, а также объемная кинопрограмма на сеновале, целый детский театральный блок и спецпроекты: продакшен сайт-специфик-спектаклей, которые выпускают непосредственно к мероприятию. В дальнейшем они вряд ли когда‑нибудь повторятся. На фестивале 2025-го крупных театральных блокбастеров не показали, зато оркестр и артисты Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко дали несколько концертов на главной сцене, где сыграли произведения композиторов — современников Толстого, а также программу романсов.

В 2025-м темой фестиваля стали семейное счастье и неспешная усадебная жизнь, что очень идет этому месту, ведь потомки Толстого по-прежнему с большим достоинством и умом занимаются наследием писателя, сохраняя в Ясной Поляне одновременно дух семейственности и большой культуры. Целый толстовский подряд занимается судьбой Музея-усадьбы и фестиваля. Например, одним из важных событий стала премьера фильма «Семейное счастье» режиссерки Стаси Толстой (супруга прапраправнука писателя Ивана Толстого. — Прим. ред.), где главные роли исполнили Евгений Цыганов и Евгения Леонова. 

Традиционно самой интересной частью фестиваля стал блок спецпроектов: каждый год современные режиссеры и художники приезжают в Ясную Поляну, вдохновляются атмосферой, общаются с яснополянскими сотрудниками, читают произведения Льва Николаевича, разрабатывают свои концепции и репетируют.

Одной из таких работ стал спектакль-шествие независимого театра «Пух и прах» под предводительством Этель Иошпы и Алены Смирницкой — «Дом, который покинул Лев». Шествие стартует от любимой скамейки Льва Николаевича, и участвуют в нем довольно парадоксальные персонажи: начиная с семьи Толстого, заканчивая лошадью Фру-Фру, Анной Карениной, бегающей со шпалами, Шекспиром, Наполеоном и Ганди. В основе спектакля — дневники Толстого и воспоминания современников, а тема — уход Льва Николаевича из Ясной Поляны перед смертью. Сам писатель предстает в виде огромной куклы, управляемой сразу тремя артистами. Остальные — мельтешащие у него под ногами ребята, поющие арии и романсы под аккомпанемент крестьянского оркестра. Толстой бесконечно сбегает, а окружение следует за писателем и тащит весь возможный скарб: диван, на котором рожали несколько поколений Толстых, книги, ломберный стол, любимую скамейку. Процессия с каждой остановкой все увеличивается: вот на пасеке подхватили пчеловодов, вот взяли с собой князя Андрея Болконского и кусок от неба Аустерлица. Постепенно комическая оратория все отчетливее превращается в похоронную процессию и плач. «Только через мой труп», — поет Софья Андреевна, раз за разом ложась на землю, а Лев Николаевич переступает через нее и все с большей решимостью следует прочь. В финале спектакля все вместе, артисты и зрители, стоят на косогоре и под грустное и торжественное пение хора провожают взглядом удаляющуюся огромную фигуру Толстого, следующую куда‑то в сторону леса.

Работа Саши Никитиной выросла из инклюзивной лаборатории, прошедшей в преддверии фестиваля. Под руководством шеф-драматурга Элины Петровой незрячие и слабовидящие люди занимались инсценировкой рассказов Льва Толстого о крестьянстве, после чего по трем получившимся пьесам Саша Никитина и создала постановку. Спектакль-променад разворачивается на дальних тропах и опушках Ясной Поляны, между тремя основными локациями, каждая из них посвящена одному рассказу. Главная движущая сила проекта — та легкость, которой артисты заполняют промежутки между сценами, как они подчиняют пространство леса и поля, как легко себя в нем ощущают. В итоге получился спектакль про несгибаемый оптимизм, волю к жизни и радости, несмотря на все горести, выпавшие на долю героев толстовских рассказов. 

«А, Б, В, Г, Д, Е, Ё, Ж, З, И, Й, К, Л, М, Н, О, П, Р, С, Т, У, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ, Ъ, Ы, Ь, Ѣ, Э, Ю, Я»

Ангелина Мигранова и Родион Сабиров — казанские режиссеры, одни из главных фигур сегодняшнего перформативного театра. Например, несколько лет назад они номинировались на «Золотую маску» с представлением «Overtime», где в течение шестнадцати часов ходили по кругу и бесконечно стирали свои следы садовым катком. Перформанс посвящен проблеме переработок.  

«А, Б, В, Г, Д…» — инструктивный перформанс на тему отношения Льва Толстого к образованию и созданной им крестьянской школе. Писатель считал: образовательный процесс должен проходить преимущественно в наблюдении и размышлении. В школе Толстого отсутствовали оценки, а детей главным образом учили задавать глобальные вопросы и искать на них ответы. Перформанс воссоздает пример таких уроков: здесь десять локаций под открытым небом, и к каждой прилагается инструкция. Никаких преподавателей и правильных ответов: только зрители-ученики и нелимитированное время для размышлений. За одним столом предлагается сформулировать семь главных вопросов мирозданию, которые тебя заботят, за другим — погрузиться в себя, в собственные ощущения и воспоминания. Одна локация предлагает всмотреться в небо через огромное зеркало, другая — вслушаться в звуки, издаваемые землей и записанные специальным геологическим микрофоном. 

В разные годы у фестиваля была различная тематика: в прошлый раз играли «Воскресение» Никиты Кобелева из Александринки, до этого — «Войну и мир» в постановке Римаса Туминаса из Театра Вахтангова. Под всевозможными углами художники изучали фигуру Льва Толстого и его оптику, масштаб личности и взглядов на человека и мировые события. В 2025-м совершенно очевидно, что создатели фестиваля и художники решили спрятаться вглубь, посмотреть на Толстого не просто семейного, а тихого, работящего, наблюдающего. Не Толстого, излагающего глубокие мысли и способного услышать движение тектонических плит, а Толстого, слышащего, как прошелестел лист на ветру, или взявшего косу у крестьянина и работающего на лугу до заката. Получилось, что фестиваль декларировал философию и стратегию жизни Льва Николаевича и был посвящен преимущественно этой декларации. Семья, труд и наблюдение — вот она, усадебная жизнь Толстого, и инструкция, которую он нам оставил.

Текст: Анастасия Паукер, Афиша Daily

Род Толстые

Изображение (фото): фестиваль «Толстой»


Участники событий и другие указанные лица:


Чем запомнился фестиваль «Толстой»

Чем запомнился фестиваль «Толстой»

Чем запомнился фестиваль «Толстой»

Чем запомнился фестиваль «Толстой»

Чем запомнился фестиваль «Толстой»

Чем запомнился фестиваль «Толстой»

Чем запомнился фестиваль «Толстой»

Чем запомнился фестиваль «Толстой»

Чем запомнился фестиваль «Толстой»

Чем запомнился фестиваль «Толстой»


Ньюсмейкер: Альянс Медиа Центр — 12134 публикации
Сайт: daily.afisha.ru/culture/29661-semeynoe-schaste-cyganova-i-trehmetrovyy-lev-chem-zapomnilsya-festival-tolstoy/
Поделиться:

Интересно:

Международный Муниципальный Форум БРИКС стартовал в Санкт-Петербурге
01.11.2025 11:49 Новости
Международный Муниципальный Форум БРИКС стартовал в Санкт-Петербурге
Международный Муниципальный Форум БРИКС (ММФ БРИКС) начался в Санкт-Петербурге 29 октября. Генеральным партнером мероприятия выступает Правительство Москвы. В организации и работе мероприятия активное участие принимает Департамент внешнеэкономических и международных связей города Москвы (ДВМС) и Московский Центр Международного Сотрудничества. В ходе пленарной сессии «Стратегии развития умных городов: управление инфраструктурой» выступили руководитель ДВМС Сергей Черёмин, заместитель Министра иностранных дел России Сергей Рябков, председатель Московской городской Думы Алексей Шапошников, управляющий член совета директоров международной инвестиционной компании «Хуамин» (КНР) Ли Чжэн, Губернатор Гаваны Янет Эрнандес Перез и другие официальные лица. Они обсудили модели устойчивого развития муниципалитетов, эффективные «умные» технологии и цифровые решения, эффективные форматы обмена...
История рекламы в России
30.10.2025 19:02 Аналитика
История рекламы в России
В Средние века на Руси, чтобы привлечь покупателей, коробейники и зазывалы устраивали театрализованные представления со стихами и музыкой. О том, как на смену такой рекламе пришли газетные объявления, плакаты и телевизионные ролики - читайте в материале. Первая реклама: выкрики, прибаутки и лубки Первая реклама на Руси появилась на рубеже X и XI веков. Тогда купцы стали нанимать коробейников и зазывал, которые придумывали про товары небольшие стишки. В то же время на ярмарках были распространены выкрики и прибаутки. В них продавцы описывали товары, сообщали об их цене. Чтобы завлечь покупателей, зазывалы придумывали шутки. Выступления часто сопровождались театральными представлениями и музыкой. Возникла в это время и первая антиреклама — остроумные...
Вечный источник тока: загадка "багдадской батарейки", которой 2000 лет
29.10.2025 19:03 Новости
Вечный источник тока: загадка "багдадской батарейки", которой 2000 лет
В 1936 году недалеко от Багдада нашли странный древний артефакт. Казалось бы, обычная керамика возрастом две тысячи лет. Но когда специалисты изучили находку, ахнули: конструкция способна производить электрический ток. Могли ли древние цивилизации знать об электричестве? Или это величайшая археологическая ошибка, которую до сих пор не хотят признавать? Уникальная находка, которую никто не искал История началась в местечке Худжут-Рабу, неподалеку от древнего Ктесифона — столицы Парфянской империи. Рабочие копали траншею для железнодорожных путей и обнаружили развалины древнего поселения. Среди руин нашли необычный глиняный сосуд. Находкой заинтересовался Вильгельм Кениг — немецкий археолог, работавший в Национальном музее Ирака. Впрочем, как именно артефакт попал к нему, доподлинно не известно. Одни источники утверждают, что Кениг сам участвовал в раскопках 1936 года. Другие —...
Как родные: история обрусевших вещей
29.10.2025 13:10 Аналитика
Как родные: история обрусевших вещей
Многие изобретения древних народов сегодня были бы знакомы лишь историкам, если бы не получили второе рождение в России. Кто помнит, что предок кокошника родом из Древней Греции, а валенки пришли к нам от иранских племен, кочевавших в Центральной Азии? О самых известных русских «брендах» с нерусскими корнями - читайте в материале. Купола церквей После принятия христианства на Руси началось строительство храмов по византийскому крестово-купольному образцу. При этом древнерусские церкви не были их точной копией. Они отличались большими внутренними объемами и особой устремленностью ввысь. Византийские культовые сооружения строились из камня, а русские — в основном из дерева, хотя до наших дней сохранились именно каменные сооружения. Отличались русские храмы и количеством куполов:...
Они взяли Берлин. Через 30 лет...
27.10.2025 19:01 Аналитика
Они взяли Берлин. Через 30 лет
Шесть полных кавалеров Георгиевского креста стали Героями Советского Союза. Георгиевский крест считался самой почетной солдатской наградой в русской армии эпохи Первой мировой. Награда имела четыре степени. И счет полных кавалеров Георгиевского креста шел на тысячи. А воинов, ставших еще и Героями Советского Союза, можно пересчитать по пальцам. Иван Тюленев (1892 - 1978) Происхождение. Сын солдата. Чин, место службы. Драгун, младший унтер-офицер 5-го драгунского Каргопольского полка. Заслуги. Крест IV степени - за отличие в бою 11 сентября 1914 года, когда, "будучи в разъезде у д. Холупки-Сечки окруженным противником, прорвался через неприятельские цепи и присоединился к эскадрону, дав ценные сведения о противнике и его тыле"1. Крест III степени - за лихую разведку на реке Бзуре 15 марта 1915 года2. Крест III степени, замененный крестом II степени, - за то, что 14 июля...